[Творческое объединение Артель ]
Главная » Статьи » Отчёты Кочующих » Судовые дневники

1997г. Илеть, тишь да гладь...

1997 год…

Сплав по реке Илеть (ниже ж/д моста трассы Казань – Йошкар-Ола) не имеет никакой сложности, а представляет только матрасный интерес: как факт, что мы прошли всю Илеть до ее устья (слитие с Волгой возле города Волжска). Это было завершающим этапом изучения реки. На сплаве обозначились: Андрей, Гриша, Ильнур, Лена, Олег, Роман и я.

30 апреля

Сборы были возле  ж/д моста на левом берегу, где имеется удобная полянка для чалки судов. В данном месте заканчивают маршруты туристы с верховьев Юшута и Илети, поэтому поляна изобилует остатками (останками) катов и прочих судов, а также лагами и прочим туристским хламом. Проблем со сборкой судна у нас не было: стройматериалов было преизбыточно, хватило даже на хороший костер. Но проблемы как всегда возникли с баллонами старого ката, которые травили воздух, словно из подбитого воздушного шара. (Нужно было срочно решать вопрос о покупке нового ката, поскольку и в прошлом походе возникали трудности. Мы тратили много времени на проклейку старых заплат и новых дыр).

…Про древность этого ката: его, похоже, использовал Ной при балансировке ковчега. Сейчас нам предстоял интересный сплавной экстримчик на тему: дотянем или не дотянем до берега. Здесь вступает в действие принцип – если в жизни нет трудностей, то создай их себе сам. Мы себе их и создали…

Пока клеили кат, успели пару раз купнуться в реке. Клей высыхал долго, потратили на починку почти весь день. Испытали купленную недавно с рук не очень-то новую байду. Байдарка нас не подвела, собрали ее на удивление очень быстро. Олег предложил перемотать кат вдоль и поперек скотчем, чтобы не искать дыр и не ждать засыхания клея. Данный способ вполне оправдал себя, кат ничего экстренного нам не выкинул. Но всем явно хотелось уничтожить катамаран после сплава, чтобы не было соблазна брать его еще на один выход, от этого останавливало только то, что судно было чужое.

Только часам к семи команда погрузилась на судно. По прошлому опыту такие поздние отчаливания не сулили ничего хорошего, но рядом была населенка (поселок Красногорский) и дороги, а народ уже начинал гулять перед праздниками, так что пару ходовых часов нам бы не помешали.

Буквально поворота три ниже ж/д моста стоило бы помянуть автомобильный мост. Я с Гришей шел на байде, а остальная команда сидела на кате и не могла приноровиться к гребле. Кто греб сильнее, кто слабее, большинство команды совсем не гребло. Поэтому кат заносило то вправо, то влево, а то и вовсе крутило на месте. Со стороны зрелище было смешное, и местные жители от нечего делать собирались на берегу и смеялись над горе-путешественниками. Мне же лично было обидно за команду и я им как мог объяснял про правила вождения судна, но команде было глубоко наплевать как на прибрежных зрителей, так и на меня.

Итогом этого стало то, что буквально под мостом они сели на мель и никак не могли с нее выбраться. Пришлось подгребать к ним и брать на буксир, но мы с Гришей явно не могли вдвоем потянуть такую шаробратию с грузом. Пришлось мне спешиться и сталкивать их с отмели, благо было не совсем глубоко. Ведущими на кате были Ильнур и Рома. Если для Ромы это было в первый (и последний) раз, то Ильнур был классическим походником-матрасником, (Юшут-2001 и т.д.), в грязь лицом не ударил. У костра он был замечательным рассказчиком и затравщиком анекдотов. Супергитарист. Но на воде первым искал приключения.

Вопреки всему кат шел дальше.

Как всегда главная проблема первого дня – отплыть от населенки и найти хорошую стоянку. При низком  половодье и хороших берегах мы вскоре (часа через полтора) причалили на Подкове. Так это место называется у местных из-за сильно изогнутого русла и примыкающей к нему крупной старицы, которая буквально недавно была руслом реки. Илеть пробила себе новую дорогу и потекла прямым путем, а старица хоть и осталось проточной, но понемногу стала зарастать.

1  мая

… Рано утром кто-то запыхтел возле костровища и попытался его развести. Примерно через час эта попытка повторилась, но уже в двух лицах, причем в одном басовом и бранчливом голосе можно было узнать Лену, обладателя другого били и ругали – наверно, Олега (судя по ударам).

Утренний свет едва забрезжил сквозь брезентуху палатки, и я, решив не вставать так рано, снова уснул.

Проснулся из-за шума у костра, кто-то опять пытался его разжечь, снова кого-то ругали и кому-то ломали ребра… Да нет, ломали хворост. Было уже достаточно светло, пришлось вставать.

Дело было вот в чем: кто-то решил понтануться, взяв летнюю немецкую палатку из капрона, всю в мелких дырочках. Летом ей из-за вентиляции и противокомарности цены нет, но ночевать в начале мая предпочтительнее в брезентовой палатке. Таким образом Лена, Олег, Ильнур и Гриша (не могу вспомнить чья палатка) провели экстремальную ночь. Первую половину ночи все пытались уснуть и пассивно боролись с холодом. Вторую половину ночи провели более активно: все по очереди выбегали к костру. Но там их ждал сюрприз: из-за поздней стоянки дров было набрано мало, а что набрали - вечером сожгли. Поэтому ночью никто не мог развести костер, как-то грелись и снова ложились спать. На смену одним выходила вторая очередь отмороженных, а там и третья. Похоже немцы на совесть предусмотрели вентиляцию в этом объекте. Самим бы им провести зиму на русском просторе да этой палатке!

Наша палатка: Андрей и Рома и я выглядели бодрыми и веселыми. Остальные накануне хвастались, что их палатка не чета нашей развалюхе, мол, и проста в установке, и легка в переноске, в воде не гниет и эстетична на вид. Наша палатка имела только одно преимущество, которое стоило всех вместе взятых… Но про это мы умолчали.

Утром солнышко стало припекать, и холода темноты попрятались до следующей ночи.

Через полтора часа хода от Подковы мы вышли на Карпейкино, где была поляна и место для выездной пасеки. Летом здесь держат улья, а осенью увозят в омшанники. Справа по берегу стоит живописный березняк в зеленой дымке, слева песчаные  отмели и ивняки. Отсюда с правого берега идет тропа через болото Чапай куп в деревню Ташнур на Чебоксарской трассе. На болотах есть ягодники, а осенью много опят на старых вырубках.

Буквально в получасе хода справа в лесу расположен хутор Пекоза, где зимой никто не живет, а летом промышляют рыбаки и пасечники. Место также славится роскошными заливными лугами в пойме Илети. Пекоза примечательна тем, что лет пятнадцать там жил кот по кличке Рыбак, на хуторе была база рыбаков. Кот встречал и провожал всех приезжающих туда людей и даже караулил домик. Причем он точно чувствовал, когда вернутся люди с промысла, и уже встречал их на тропинке, мяукая и требуя свою лесную кошачью долю от улова. Соответственно его никто не обижал и не оставлял голодным, да и он не обижал рыбаков. Мне как раз довелось побывать в то время там и познакомиться с легендарным котом. Как иной раз память о животных живет дольше, чем память о некоторых людях.

Почти напротив Пекозы, на левом берегу (там даже есть летний брод и тропинка) в живописных сосновых борах лежит озеро Кичиер (мар: солнечное озеро), буквально в двух км от Илети.

Плыли мы поочередно, то на кате, то на самокате (байде) и менялись через время. Мне, наконец, удалось наладить греблю на катамаране, чтобы он шел более-менее ровно. Но стоило мне пересесть на байду, как кат снова вилял хвостом, заезжал в разные задницы, а команда плыла  в стиле  того, что плывет.

Туристов на этом маршруте было немного, сказывался малый интерес к медленному течению (или к его отсутствию). Если кто и появлялся, то шли они с верховьев Илети или Юшута, так сказать для протяженности маршрута. Но встречались и интересные экземпляры. Удалившись от основной команды, увидели, что нас догоняет группа на двух байдах. При этом они как-то странно – зигзагами - шли по реке: то сблизятся, то разойдутся. Оказалось, что баки с топливом имелись в наличии только на одном из кораблей, а рты на другом, поэтому траектория их движения была такой причудливой. Когда надо было разлить, они сближались, когда все остальное - разбегались.

Я приветствовал эту команду с высокого берега. Были они из Чебоксар.

Поселок Красногорский находится примерно на равном удалении от столиц трех соседних республик: Казани, Йошкар-Олы и Чебоксар, поэтому эти места как сплавная Мекка для разных регионов Поволжья.

Чебоксарцы показали мне удивительную вещь - огромную сковороду, на которой они умудрялись печь не просто блины и оладушки, а настоящие сплавные пироги. Для сплава это почти невероятно, но видно у каждой команды есть какой-то секрет, который может стать достоянием сплавной науки и принести много пользы туристскому народу.

На ранних сплавах мы еще как белые люди останавливались на береговой обед. Лишь с Кокшаги-98 начали совмещать ужин с обедом, так что не поймешь - это очень поздний обед или ранний ужин.

На Илети мы никуда не торопились, а проходящие байдарочники сказали, что в устье можно заблудиться из-за множества рукавов и протоков, поэтому мы решили идти до моста в деревне Березняки.

Стоянка на обед у нас была недалеко от линии газотрассы, что проходит между ст. Яльчик и ст. Илеть и видна из поезда. Лес в тех местах меняется от соснового к лиственному. Река становится шире, метров под сто и более на плесовых участках.

Еще через час сплава с левой стороны в Илеть впадает речка Ягудем, которая происходит из системы озер Кичиер-Мельничное, а потом протекает через деревню Ромашкино (достаточно поэтическое название, видимо здесь снимался известный мультфильм «Паровозик из Ромашкино»).

Ильнур сел к нам на байду, и мы с Гришей повезли его до деревни Коротково, поскольку он спешил на какие-то дела в городе. Непонятно почему люди не могут хоть на пару дней отрешиться от суеты и забыть про дела и проблемы.

Когда доплыли до деревни, увидели как многие местные ставят сети в воде. Вода еще не просветлела от половодья и значит рыба попадалась неплохо. Тут мы узнали как добраться до шоссейной дороги, ведущей в город Волжск, высадили Ильнура… На одного матрасника в нашей команде стало меньше.

Мы погребли вверх по течению, но долго не могли встретить катамаран. Даже стали шутить: «а не нашли ли они новое русло Илети, и проплыли мимо нас в стороне?». И лишь только где-то к семи вечера встретили кат, на который без смеха нельзя было смотреть. Поскольку баллоны травили с обеих сторон, то носовая часть была притоплена, а корма поднялась и задралась к верху. Команда шла самосплавом, но гораздо медленнее, чем течение реки. Поэтому и встретились мы на пару часов позже, чем предполагали. При таком раскладе еще бы немного и народ сел бы одним местом в воду.

Стали быстро искать место для ночевки. Нашли крутой берег, недалеко от Коротково. Все ночевали в моей брезентовой палатке, а про вентиляционную палатку напрочь забыли, ее даже не ставили.

2 мая

Ночь была теплая, подул свежий ветер, а под утро закрапал мелкий дождик и стал барабанить по брезентовой крыше. Это действовало усыпляюще, и поэтому проснулись достаточно поздно.

К полудню немного разведрилось, мы пошли в последний перегон до деревни Березняки. Там через Илеть перекинут шоссейный мост (откуда до Волжска 12 км.). Карта была настолько старая, что мост на ней никак обозначен не был. Недавно (лет через пять по прошествии этих событий) я видел географическую карту Татарстана с южной частью Марий Эл, там обозначена река Илеть в нижнем течении. Поверьте на слово – моста на карте нет. По нашей туристской практике то и дело случалось, что терялись населенки и дороги, или неожиданно появлялись мосты и пр. Так что всегда надо делать поправки на геопогрешности.

Нам всем хотелось, конечно, дойти до Волги, но проходящие группы байдарочников давали нам неутешительное время хода до устья. Причем это время почему-то росло при продвижению к устью Илети. Если вчера вечером оно составляло часов пять, то уже сегодня утром была информация о 6-7 часах хода (понятно байдарочного, то есть в пересчете на ход ката при условии нормальной гребли выходило примерно 12 часов). Этого мы перенести не могли, поскольку все ходовое время за этот сплав и составило 12 часов. А если учесть, что грести никто не хотел, то выходило, что достичь желанного берега мы могли к середине мая, а то и к началу июня…

Когда подплыли к мосту, увидели одинокого туриста у костерка: стали шутить, что это Ильнур, поплутав пол ночи, снова вышел к реке и уже не делал попыток добраться до Казани.

Под мостом мы разгрузились и дали ужасную клятву, что больше никогда не пойдем на сплав на этом кате, а закажем в Рафте зашибиченский кат с пуленепробиваемыми кефларовыми баллонами и движком в 500 л.с., а потом начнем покорять бурные реки…

Хафизов Ахат, 16 января 2003г.

Категория: Судовые дневники | Добавил: ШтурманАрчи (21.04.2009) | Автор: Артур А. Стасевич E W
Просмотров: 2300 | Теги: река, сплав, Отчет, Отчет, илеть, кочующие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]